uPACKovka

Жизнь Стеклотары

В истории происхождения стеклянной упаковки очень интересно проследить сами этапы возникновения стекла, развития данного ремесла, начиная с незапамятных времен. Затем остановиться в древнем Египте, вспомнив обо всем Средиземноморье, двигаться дальше через величественную Римскую империю, изящное Византийское царство и искусный Арабский халифат и так далее, проходя через времена и страны, приближаясь к нашей современной стеклянной действительности.


Стекло - это хрупкое прозрачное вещество, было известно еще с доисторических времен, но на тот момент его не получали путем плавления и химической обработки кварцевого песка, как требует современная технологии. В те далекие времена, первобытные люди столкнулись с этим удивительным материалом, находя его оплавленные непрозрачные кусочки у подножий вулканов. Однако то, что представляло из себя вулканическое стекло было едва ли похоже на современное достижение индустрии стекла. Тогда эти маленькие кусочки использовались как украшение и вполне входили в разряд драгоценностей. Собственно, эта особенность стекла даже в наше время и в качестве упаковочного материала не утратила своих лидерских позиций.

Искусство создания стеклянных изделий происходит из Малой Азии, когда путем искусственного нагревания смеси речного песка и некоторых добавок (предположительно соды или извести) было получено пластичное вещество, которое после естественного остывания сохраняло достаточно жесткую форму. Неизвестный мастер заметил, что при обжиге глиняных изделий в некоторых местах образовались полупрозрачные кварцевые стекловидные вкрапления, что дало впоследствии право утверждать - это было первое случайно созданное, рукотворное стекло.
Около трех тысяч лет до нашей эры в Египте и Сирии начинают пользовались колбами из стекла. Их производство основывалось на методе формирования кварцевой массы вокруг металлического прутка. Размягченная тестоподобная паста наматывалась на стержень или же последний погружали в стекло. Когда стекло остывало, стержень вынимали. Впоследствии, финикийцы смогли создать первую емкость, выдув из смеси уже известных расплавленных веществ, нечто напоминающее сосуд. Только изобретение за несколько сотен лет до нашей эры стеклодувной трубки позволило упразднить технологию создания стеклоформы с помощью металлического стержня.
Потом достоянием истории стеклопроизводства стали персидские винные сосуды, датируемые пятым веком до нашей эры, древнеегипетские емкости для хранения драгоценных благовоний и бытовая посуда из Сирии и Мессопотамии.
Египтяне научились создавать единственные в своем роде бутылки, придавая им форму фигуры человека. Они использовали разноцветное стекло, предлагали оригинальные для того времени формы и облагораживали внешний вид флакона с помощью оплавленных простых полосок и повторяя элементы корзиночного плетения. И как прежде, во главу угла ставилась эстетическая привлекательность стеклянной упаковки - мастера в основном заняты были поиском оригинальной текстуры, своеобразной формы, цвета и так далее. Следует отметить, что в дальнейшем сама технология производства стеклотары уже не будет подвергается кардинальным изменениям.

Началом масштабного производства стеклянной упаковки следует считать её изготовление в больших количествах в Древнем Риме. Археологические раскопки предоставили массу изделий со стандартными формами, что вполне подразумевает некую потоковость их изготовления. Поскольку технология стекловыдува упростила и в определенной степени удешевила стоимость стеклянных изделий, создались предпосылки для их массового изготовления. Единообразная форма, а также клейма и теснения на римских бутылках стали подразумевать некий стандарт и определенную маркировку. Столь мощное развитие стеклопроизводства в Римской империи, послужило неким толчком для изощренной фантазии мастеров - были найдены несколько погребальных урн выполненных из стекла. Но в основном их мастерство оттачивалось на дорогих, богато украшенных стеклянных сосудах, предназначенных для зажиточных слоев общества.

После распада Римской империи одним из монопольных поставщиков стеклянных изделий в это время становится Византийская империя. Искусство обработки стекла обогащается новыми способами: художественная резьба и шлифовка.

На Востоке в пятнадцатом веке на первое место по производству стеклянной посуды выходит Персия - с её оригинальными и изящными сосудами для вина и воды из синего и зеленого стекла.

В Европе центром стеклоделия в те времена по праву считается Венеция. Уже в тринадцатом веке венецианское стекло широко экспортируется в другие страны. А отличительной чертой и характерным признаком самого понятия "венецианское стекло" считается его покрытие золотом, кобальтом и медью. Как и в практически всех странах, секреты мастеров охранялись государством и их разглашение жестоко каралось. Тайны мастеров из Мурано, а именно там была сконцентрирована вся стекольная промышленность республики, веками держались в секрете, однако в шестнадцатом веке многих специалистов переманили во Францию под покровительство королевского двора. И именно в это время (17 - 18 века, Франция) мы можем считать, что смысл слов "тара для упаковки духов и парфюмерии" дает начало созданию той упаковки, которую мы знаем в настоящий момент. Собственно в те времена входит в обиход определение "одеколон - еаu de Cologne" и оттуда распространяется мода на норму парфюмерной упаковки по всей Европе.

 По прежнему, стеклянная упаковка развивается в области предметов роскоши и показного благосостояния. Примером того можно считать изобретение в семнадцатом веке в Богемии калийно-известкового стекла более известного как "богемский хрусталь" или другой его вид - свинцово-известковый, так называемый "английский хрусталь" соответственно в Англии.

Только девятнадцатый век привнес в производство стеклянных изделий воистину народную массовость и мировой стандарт.
В 1809 году французский кондитер Николас Апперт по заказу Французского правительства придумал и внедрил способ длительного хранения пищи в стеклянной банке. С той поры консервация в стеклобанке надежно вошла в нашу жизнь.
И уже в 1824 году в США с открытием прессованного стекла во всем мире стал налаживаться крупносерийный промышленный выпуск бутылок для алкогольных и безалкогольных напитков, а масштабы выпуска бутылок из прессованного стекла сделали их производство очень выгодным и высокорентабеленым.

Интересным фактом следует отметить и историю развития стеклотары в Советском Союзе и настоящей России. На протяжении практически целого века баночно-бутылочная стеклянная упаковка была не только тарой для хранения и транспортировки подавляющего большинства ряда товаров и сельскохозяйственных продуктов. Возвратную, то есть использованную стеклотару сдавали и сдают в приемные пункты. Цены за сданную тару были привлекательными, что позволяло при регулярном её сборе-сдаче получать достаточно ощутимую прибавку к семейному бюджету. Стеклянные банки из под промышленной консервации были и до сих пор остаются основными емкостями для домашнего консервирования и маринования сельхозпродуктов, а использование тех же трехлитровых банок вообще считалось единственной тарой для приобретения пива на разлив в советские времена. Так же следует отметить огромный перечень направлений для использования баночек "из под майонеза" И наконец сама сдача стеклотары является единственно возможным источником
доходов бездомных, и определенного круга социально малообеспеченных слоев населения.